Советы родителям от логопеда

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Родителям следует знать, что существуют нормы развития детской речи. Так, осмысленная речь ребенка начинается обычно в возрасте двух лет. На третьем году жизни ребёнок уже не только активно пользуется речью, но и начинает различать отдельные звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В 3 - 4 года ребенок строит собственные предложения, т. е. овладевает развернутой фразовой речью.

В книжках он не только рассматривает картинки, но и обращает внимание на буквы. Начинает выделять в слове гласные и согласные буквы, но при этом ему еще пока нужна зрительная опора данного слова - картинка, рисунок, игрушка. Конечно, необходима помощь и родителей и специалистов.

Ребенок начинает осознавать, что предложение строится из слов, каждое слово имеет смысл, а фраза в целом должна что-то означать. т. е. выражать мысль. Например: Мама, пойдем гулять.

Речь ребенка становится более понятной для окружающих.

Он уже произносит и сложные звуки С, З, Ц. В некоторых случаях может начать произносить звуки Ш, Ж . Именно в этот возрастной период ребенок начинает дифференцировать сходные по артикуляции звуки С-З -Ц, успешно повторять слоговые цепочки СО-СА-СУ, СА-ЗА, ЦА-СА и т.д. Уточняет звук Ы, дифференцирует его от звука И. Это означает, что у ребенка начинает развиваться фонематический слух.

Возраст 4 - 5 лет. Речь ребенка становится развернутой. Происходит становление последних неосвоенных звуков родного языка. Учится произносить самые сложные по артикуляции звуки - Ж, Ш, Щ, Ч, Р, Л. Ребенок научился дифференцировать все звуки, у него достаточно хорошо развит фонематический слух.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ служит для соотнесения звуков и букв. С развитием фонематического слуха у ребенка уточняется звукопроизношение. Например, слова миска - киска похожи и по артикуляции, и по силе речевого выдоха, но есть нюанс - в первом слове звучит звук М, а во втором слове - К. Смысл кардинально меняется.

Возраст 5 - 6 лет. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в этом периоде.

В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Ребенок хорошо осознает тонкости произношения родной речи.

Приоритетным становится звуковой анализ слова – придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые отличаются одним звуком (коса-коза, нос-нож и т.д.), определение на слух звукового состава слов - т.е. анализ звуков в той последовательности, в которой они составляют слово.

На шестом году совершенствуется артикуляция звуков, дифференцируются смешиваемые звуки, продолжается развитие восприятия речи и ее звуковой выразительности - сила голоса, его тембр, темп и ритм речи, мелодика, интонирование.

Возраст 6-7 лет. Происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности; работа над орфоэпически правильной речью. Развивается способность к самоконтролю. Ребенок хорошо слышит свою собственную и чужую речь. Может исправить допущенные в своей речи ошибки, а также заметить ошибки чужой речи.

Произносит и различает все фонемы родного языка, Полностью усваивает слоговую структуру слов. Самостоятельно определяет наличие звука в слове. Выделяет ударный гласный звук.

Теперь, дорогие родители, Вам известна правильная последовательность нормального развития речи ребенка. Если Вы замечаете какие-либо отклонения в речевом развитии Вашего ребенка, то Вам необходимо как можно скорее обратиться за помощью к логопеду.

Логопед Храпова Татьяна Михайловна